РусскийБеларускiEnglish

 

 

Главная | Календарь записей | Архив записей | Гостевая книга | Сервисы

 

Контакты | Настаўнікі МА | Нарматыўна-прававыя дакументы | Для вучняў | Метадычная капілка | Кабінеты МА | Беларусы свету | Сям'я

 

 

Советы православного психолога

Беседа первая. «Взгляните на детей – как они растут».

Возраст от шести до двенадцати лет — это период относительно спокойного развития ребенка, затишье между стремительными изменениями предшествующих лет и бурями подросткового периода. Ребенок начинает учиться в школе, так как он уже способен к систематическим занятиям. У него усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. Он уже мыслит конкретно, а не абстрактно. В этом возрасте дети увлекаются играми с твердо установленными правилами. Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от родителей и других взрослых. Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить свое собственное детство. «Все дети проходят через сходные этапы в своем становлении. И, тем не менее, во многих отношениях их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь каждый ребенок это неповторимая личность.
Описываемый нами период детства можно разделить на три части: от шести до восьми, от девяти до десяти и от одиннадцати до двенадцати лет.
6-8 лет. В эмоциональном отношении это довольно спокойный возраст. Шестилетний ребенок сохраняет много черт более раннего периода. Он активен, приветлив и, в основном, сосредоточен на себе. В группе детей он будет, скорее всего, держаться особенно. Малыш еще часто плачет. На шестом году жизни его поведение постепенно выравнивается, ребенок становится более импульсивным. К восьми годам он уже выглядит и действует почти по-взрослому. Дистанция между ним и родителями увеличивается. Он привыкает больше полагаться на собственные силы. На смену зависимости от взрослых приходит взаимодействие и дружба с другими детьми. Дети шести-восьми лет еще предпочитают игры без строгих правил и не особенно заботятся об успехе своей команды. Они часто меняют друзей.
9-10 лет. К девяти годам дети, особенно мальчики, становятся сдержаннее. Они, как правило, любят быть в коллективе и подчиняются его требованиям. В этом возрасте они любят игры с четкими правилами и приучаются переносить без жалоб мелкие неприятности. Еще более возрастает уверенность в себе и независимость от взрослых. Девятилетний ребенок способен сам ставить себе задачи и решать их. Дружба в этом возрасте прочна, но сильнее, чем в восемь лет, проявляется неприязнь к противоположному полу. В десять лет дети, как правило, пребывают в мире с собой и окружающими. Они отзывчивы, рассудительны, послушны и, в целом, доставляют много радости. Время от времени эта гармония может нарушаться вспышками гнева или периодами грусти, но они обычно продолжаются недолго. Десятилетние девочки несколько опережают мальчиков в физическом развитии и начинают обращать внимание на изменения, происходящие с их телом. У мальчиков этот процесс менее выражен, физическое созревание происходит у них медленнее. В определенном смысле десятилетний возраст можно считать промежуточным между детством и подростковым периодом.
11-12 лет. Примерно на одиннадцатом году жизни ребенок вступает в подростковый период. Его активность заметно возрастает, ребенку не сидится на месте. Растущий организм требует больше как физической, так и духовной пищи. У подростка появляется необходимость в новых впечатлениях. На смену уравновешенности десятилетнего ребенка приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость. Подросток довольно много знает и умеет, нередко ведет себя самоуверенно и даже вызывающе. Он презирает все, что кажется ему «детским», и готов сражаться за свою самостоятельность. Девочки взрослеют гораздо быстрее, чем мальчики, у многих в эту пору начинается половое созревание. Меняются и отношения между мальчиками и девочками. Они интересуются противоположным полом или близки к этому. Это более заметно у девочек. Одиннадцати- и двенадцатилетние дети очень чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. Они склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, особенно в домашней обстановке. К этим возрастным особенностям следует относиться с должным пониманием, но, не потакая капризам ребенка.


Беседа вторая. «Различия в развитии детей».


Выше мы описали общие черты развития детей. Разумеется, ни один конкретный ребенок не соответствует полностью данной схеме. В течение своего развития каждый ребенок проявляет индивидуальные черты характера, свойственные только ему одному. Они определяются тремя факторами:
- наследственностью — врожденными признаками, унаследованными от родителей;
- средой — тем окружением, в котором растет подросток;
- субъективной реакцией на события жизни, ибо каждый ребенок интерпретирует и реагирует на то, что с ним происходит, по-своему.
Потенциальные возможности всех детей различны. Значительное влияние оказывает на них та эмоциональная обстановка, которая окружает ребенка. Если она характеризуется чувством безопасности, родительской любовью и наличием определенных ограничений, то ребенок имеет все предпосылки к тому, чтобы полностью осуществить свой потенциал.
Другим важным фактором может стать христианское воспитание в церкви и дома. Помня об общих характеристиках каждой возрастной группы, учителя и родители не должны забывать об уникальности человека. Ребенок, которого воспитывают с любовью и пониманием, растет здоровой и цельной личностью.


Беседа третья. «Основы роста и направление развития ребёнка».

Знание и понимание следующих принципов развития детей поможет учителям и родителям в их воспитании:
- любое поведение имеет свою причину;
- все дети проходят одни и те же ступени развития, на которых изменения происходят от простого к сложному;
- каждый ребенок развивается по общей схеме, но с индивидуальными особенностями;
- развитие ребенка не прекращается, но может меняться;
- развитие ребенка — результат созревания (проявления потенциальных возможностей) и обучения (связанного с приложением усилия и тренировкой);
- чтобы понимать ребенка, нужно знать, как происходит его физическое, умственное, духовное, социальное и эмоциональное развитие;
- ребенок не может начать учиться в школе, пока еще общее развитие не достигло определенного уровня. Учителя и родители должны не пропустить это время, когда ребенок готов и хочет воспринять определенную идею или выполнить ту или иную задачу.
Библия учит, что каждая человеческая жизнь — священна. Она рассматривает человека как единство тела и духа, выделяя прежде всего его бессмертную душу. Религиозное воспитание в церкви и дома должно следовать библейской мудрости и ориентироваться на целостное развитие ребенка.
Физическое развитие. Время, за которое вырастает человек, зависит от наследственных факторов, питания, а также физического здоровья. В период полового созревания у детей постепенно происходят физиологические изменения, характерные для периода зрелости. У мальчиков это обычно начинается несколько позже, чем у девочек. За два-три года до начала полового созревания ребенок начинает расти быстрее. Родителям необходимо подготовить детей к этому непростому периоду, объяснив им смысл происходящих в них физиологических и эмоциональных изменений. Ребенок должен получить точные и честные ответы на свои вопросы, а также узнать о подобающем поведении по отношению к противоположному полу. Физическое развитие — это неотъемлемая часть общего развития ребенка. Здоровье ребенка и его отношение к собственному телу влияют на его способность учиться и взаимоотношения с окружающими.
Умственное развитие. К шести-семи годам ребенок научается различать фантазию и реальность. Он дольше способен концентрировать внимание. Он знает числа и буквы. Примерно в шесть-семь лет дети достигают стадии развития, называемой консервацией. К этому моменту они узнают, что форма и внешний вид предмета могут меняться без изменения количественных характеристик. Их способность судить о вещах уже не ограничена внешним видом вещей. Мышление детей в шесть лет и старше усложняется и стает более логическое. По мере развития умственных способностей ребенок осознает причинно-следственные связи между явлениями. Примерно в одиннадцать лет начинается другая важная стадия умственного развития — переход от конкретного к абстрактному мышлению. Ребенок научается мыслить независимо, критически, применять логику в решении различных задач. Теперь он способен принимать альтернативные решения, а не действовать инстинктивно и, зачастую, беспомощно. Ребенок не может научиться читать, быть независимым или понимать абстрактные идеи, если он не готов к этому. Когда от него ожидают слишком многого, он может потерпеть неудачу, что будет для него серьезным разочарованием. С другой стороны, развитие способностей ребенка может замедлиться, если постоянно вовремя не помогать ему сделать очередной шаг.
Моральное и духовное развитие. Моральное развитие ребенка — это процесс перехода от эгоистического отношения к людям к его заботе об окружающих. На ранних стадиях этого процесса понятие ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо», складывается с помощью поощрения и наказания. Между десятью и тринадцатью годами подросток начинает оценивать этические установки своей семьи, коллектива или культуры. Ближе к двадцати годам достигается еще более высокий уровень морали, когда этические понятия формируются на основе понятий о добре и зле, применяемых к человеку. Три фактора влияют на формирование моральных норм у детей:подражание примеру тех, кто обладает авторитетом; вознаграждение и наказание; размышление и сознательный выбор. Понятие морали скорее улавливается, нежели преподается. Учителя должны обладать стойкими христианскими убеждениями и моральными принципами и поступать в соответствии с ними. Чрезвычайно важно, чтобы учителя и родители определили те, которые они хотят привить своим детям, и предоставили детям возможность обдумать их, обсудить и сделать выбор.
Эмоциональное развитие. Главнейшая потребность детей — взаимодействие с окружающим миром. Подростку очень важно ощутить, что он способен добиться успеха в определенных ситуациях. Каждый ребенок хочет, чтобы ему уделяли внимание. Он чувствует себя спокойно и уверенно, когда удовлетворяются его потребности в пище, одежде и жилье. Если он растет в обстановке хаоса, это вредно влияет на его эмоциональное развитие. Детям нужны разумно установленные правила. Дело взрослых — следить, чтобы эти правила были справедливыми и соблюдались ребенком. Подростку необходимо знать, что его любят. Ему нужно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Он хочет, чтобы его любили так, как любит людей Бог — незаслуженно и безусловно. Ребенок должен уважать себя. Его отношение к самому себе в огромной степени влияет на его поведение. Трудно бывает изменить поведение подростка, если его самовосприятие не меняется к лучшему. Каждому ребенку нужно реализовать свои способности по максимуму. Он должен открыть в себе таланты и развить их в той области, в которой он пожелает. Если эти эмоциональные потребности ребенка удовлетворяются, то он способен пройти все этапы развития и стать зрелым человеком. В противоположном случае его развитие может замедлиться и он может столкнуться с серьезными трудностями в зрелом возрасте.
Социальное развитие. Социальное развитие взаимосвязано с эмоциональным, так как оно зависит от отношения ребенка с окружающими. В социальном плане дети развиваются по-разному. На это влияют особенности их характера, способности и уровень образования, обстановка, которая их окружает. Рост социального сознания ребенка происходит по мере того, как он принимает на себя все большую ответственность за успех коллектива и за свои собственные действия. Особый подход требуется к тем детям, которые обособляют себя от коллектива.


Беседа четвёртая. «Основные виды возрастных конфликтов».


По мере роста и развития детей, все они испытывают стресс, беспокойство, сталкиваются с конфликтными ситуациями. К основным видам конфликтов, через которые проходят дети в своем развитии, можно отнести следующие: зависимость-независимость, спокойствие-беспокойство, агрессивность-сотрудничество, любовь-ненависть, интерес-скука. Чтобы ребенок стал независимым, он должен отказаться от заботы взрослых. Чтобы не потерять интереса к жизни, ему необходимо пожертвовать спокойствием, которое возникает при общении с привычным окружением. Дети жаждут любви и восхищения, однако, их эгоцентричность и агрессивность могут вызвать неодобрение и даже потерю любви окружающих. Для развития самосознания необходимо, чтобы ребенок имел положительный пример или родителей, или человека, имеющего большой авторитет и отождествляющего себя с ними. Нужно, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят и любят. Если же при этом существует контроль за его поведением и разумные ограничения его поступков и желаний, то у ребенка вырабатывается объективная оценка самого себя.


Беседа пятая. «Современный мир и дети».


В любом возрасте люди испытывают влияние социальных групп, к которым они принадлежат и с которыми они себя отождествляют. В детстве и в отрочестве это влияние проявляется особенно сильно. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на малыша оказывает его семья (родители, братья, сестры). В школе ребенок попадает в большой коллектив, происходит быстрое становление социального сознания. В последующие годы на него все больше влияют сверстники. Дети постарше начинают интересоваться людьми, находящимися вне их непосредственного окружения (семьи и соседей). От взрослых дети ждут поддержки, любви, совета, помощи в самоутверждении и создании атмосферы спокойствия и уверенности. Им также необходима независимость, возможность испытать собственные силы, развить в себе чувство ответственности, ощутить свой интеллект. Дети нуждаются в общении со взрослыми, которые обладают твердыми христианскими принципами и способны вести детей за собой. Современные дети проходят через те же стадии в своем развитии, что и дети предыдущего поколения. Однако условия, в которых они растут, постоянно меняются. Резкие социальные изменения. Колоссальные перемены кажутся обычным делом в современном мире. Под их влиянием у многих людей исчезают традиционные понятия о добре и зле, утрачиваются моральные принципы и верования. Чтобы выжить в таком мире, нашим детям нужны прочные корни. Им необходимы родители и учителя, которые показали бы им путь к плодотворной жизни и научили бы их жить в согласии с непреходящими ценностями христианской веры. Отсутствие стабильности. Каждый год множество людей переезжает на новое место жительства. Эти переезды, как правило, ослабляют семейные связи. Многие мальчики и девочки никогда не знали той стабильности и чувства причастности, которые испытывают те, кто рос среди постоянного окружения. Современные средства массовой информации. Средства массовой информации прививают детям ложные понятия об успехе в жизни, показывают примеры дурного поведения и отношения к окружающим. Детям необходимо помочь в выборе и оценке телепрограмм, музыки, радиопередач, книг и журналов. Необходимо разъяснять им христианские принципы и нормы поведения. Изменения в составе семьи. Несмотря на то, что семья, состоящая из отца, матери и их детей, по-прежнему является нормой в нашей стране, нельзя не отметить влияние все большего числа альтернативных типов семьи.


Беседа шестая. «Дом и семья».

Семья — первое окружение ребенка — определяет его будущее отношение к людям, вещам и жизни в целом. Еще никто не нашел равноценной замены семье как среды, где ребенок получает необходимую ему заботу и внимание. Семья — это тот пункт, из которого дети отправляются в свое успешное или безуспешное путешествие в большой мир. Изменения в структуре и образе жизни семьи. Современная жизнь внесла много нового в традиционную структуру и принципы существования семьи. Семьи стали меньше. Участились разводы и повторные браки. Слабее становятся контакты между родственниками. Все чаще матерями становятся несовершеннолетние. Помимо классической семьи (отец, мать и их дети), существуют родители-одиночки, приемные родители, отчимы и мачехи и т.д. Возросла роль отца в воспитании ребенка. Дети проводят больше времени вне дома: в школе, во дворе и т.д.
По отношению к своим детям родители должны проявлять себя отзывчивыми, добрыми людьми. Своей любовью, поддержкой и советом, а также личным примером они создают у ребенка ощущение спокойствия и уверенности в себе, что необходимо для созревания психологически крепкой личности. Родители не должны материальными подарками детям подменять духовную связь с ними.
Главная роль родителей — помочь детям в их развитии, начиная от абсолютной зависимости грудного младенца до относительной независимости взрослого. Они должны постепенно разрешать детям брать на себя все большую ответственность за свои поступки и решения.
Родительское воспитание строится из направления действия детей и поддержки их, когда это необходимо. Направление связано с установлением правил и ограничений. Поддержка — это любовь, привязанность, нежность. Оптимальная обстановка для воспитания ребенка создается тогда, когда родители проявляют последовательность в своем поведении, отношении к ребенку и предъявляемых ему требованиях.
Соблюдение должного равновесия между направлением и поддержкой предполагает наличие определенных ограничений поведения ребенка и в то же время удовлетворение его потребности в любви.
Дети должны научиться любить своих братьев и сестер, и жить с ними в мире. Это легче удается, если у них хорошие отношения с родителями. На примере дружбы братьев и сестер оттачиваются будущие отношения с другими детьми. Старшие братья и сестры могут служить образцом для младших.
Дети должны чувствовать единство семьи, преданность членов семьи друг другу.


Беседа седьмая. «Сверстники. Община».


Детям нужно общение со своими сверстниками, если при этом устанавливаются дружеские отношения. У ребят вырабатывается соответствующее отношение ко всем детям. Вначале дети объединяются в компании для того, чтобы избавиться от скуки и одиночества. В дальнейшем, коллектив сверстников — это школа правил и причинно-следственных связей. И, наконец, именно здесь происходит отождествление полов. О половых различиях дети узнают от родителей, но осознанность этого приходит при общении мальчиков и девочек.
Социальное, эмоциональное и моральное развитие ребенка зависит от того социального окружения, в котором он растет. Типы социального окружения разнообразны — от небольших структур как семья и коллектив сверстников, в которых ребенок обладает достаточным влиянием, до таких сравнительно больших и сложных систем как школа, церковь и община, где влияние его весьма ограничено.
Современные дети нуждаются в таких родителях и преподавателях, которые обладают твердыми христианскими принципами и нормами морали. Через детские организации церковь может учить детей основам христианской веры, а также принципам и нормам христианского поведения.


Беседа восьмая. «Обучение и дети».


Учение должно приносить радость. Это бывает тогда, когда дети чувствуют, что они в состоянии добиться успеха и овладеть определенными навыками. Некоторые дети нуждаются в контроле и конкретных указаниях. Другие предпочитают самостоятельность и свободный поиск. Одни дети лучше всего усваивают материал, читая учебник, другие — выполняя задания, наблюдая или обсуждая проблему. Учитель должен обращать внимание на то, какой тип обучения лучше всего подходит для конкретного ребенка, и соответственно строить работу с ним. Задача учителей и родителей — создать здоровую обстановку для учебы, стараться использовать те моменты, когда ребенок наиболее восприимчив к занятиям, и помочь ему учиться, максимально используя свои способности.
У каждого специалиста-педагога есть свои методы обучения. Мы рассмотрим три из них: обучение на примере других, ассоциативное обучение и причинно-следственное обучение.
Обучение на примере других. Наблюдая поведение окружающих, дети сознательно или бессознательно копируют его. Ребенок подражает поведению человека, на которого он хочет быть похожим. Он не примет за образец поведение того, кто ему не нравится. Таким образом, ребенок учится не только, как следует поступать, но и тому, как поступать нельзя. Наблюдая за другими, дети узнают также о поведении, противоречащем этическим нормам, которых придерживаются их родители. Учатся они и на чужих ошибках. Практически все, что можно познать на собственном опыте, может быть постигнуто и в ходе наблюдения за окружающими.
Ассоциативное обучение. Этот метод связан рефлекторными, бессознательными реакциями. Такие чувства ребенка к окружающим как любовь или страх, приязнь или неприязнь, определяются во многом теми ассоциациями, которые вызывают у него эти люди. Если родитель или учитель ассоциируются у ребенка с ощущениями радости, счастья, то, скорее всего, эти чувства проявятся в его поведении. Ребенок, любящий своих родителей, легче устанавливает подобные отношения с другими людьми, нежели тот, у которого в семье неблагополучно.
Причинно-следственное обучение. Этот метод, как правило, имеют в виду, когда говорят, что ребенок узнал или научился чему-то. Он основан на осмыслении последствий поведения, т.е. вознаграждении и наказании. Такое обучение происходит по принципу проб или ошибок: столкнувшись с проблемой, ребенок делает несколько попыток решить ее, пока не приходит к правильному решению. Кроме того, причинно-следственное обучение может быть результатом избирательных и целенаправленных действий под влиянием окружающих. Это влияние осуществляется учителями, родителями или старшими детьми, которые пытаются сформировать поведение ребенка таким образом, чтобы оно отвечало его собственному благополучию и интересам его социальной группы.
Обучение развивает в детях способность прогнозировать некоторые события. Во-первых, они учатся предсказывать, какие именно ситуации могут возникнуть в результате каких-то событий. Обладая такими навыками, дети могут перейти от предсказаний к сознательному воздействию на отдельные события, к исправлению своего поведения и влиянию на поведение других.
Цели обучения. К достойным целям обучения можно отнести следующие: область обучения; задача; примеры; мышление. Развить детский ум до такой степени, чтобы ребенок мог приобретать знания о мире, мыслить и рассуждать самостоятельно. Чтение, арифметика, знание фактов, запоминание, рассуждение, решение задач, развитие воображения.
Эмоции. Быть эмоционально здоровым, осознавать все свои эмоции, как положительные (счастье, любовь, удовольствие), так и отрицательные (печаль, боль), выражать эмоции должным образом. Смех, удовольствие от игры с родными и друзьями, огорчение по поводу смерти домашнего животного. Не дуться и не капризничать, а сказать матери: «Я сержусь, потому что ты не купила мне эту игрушку».
Деятельность. Приобрести навыки в таких областях как уход за собой и физкультура, научиться эффективно работать, намечать планы и выполнять их, развивать самодисциплину, понимать и принимать отсрочку вознаграждения. Занятия спортом, езда на велосипеде, домашние обязанности, работа на кухне и в саду, игра на пианино или в мяч без постоянного надзора родителей. Ребенок сам собирает деньги из выданных на карманные расходы, чтобы купить игрушку.
Личность. Быть цельной личностью, в которой все пребывает в гармоничном единстве (ум, тело, эмоции, дух). Контраст между гармонично развитым ребенком и раздражительным, непредсказуемым, несчастливым ребенком.
Самооценка. Принимать себя таким, какой ты есть. Реально оценивать свои способности и слабости. Рассуждение типа: «Меня сотворил Бог, а Он не занимается ерундой. Если я буду стараться, у меня все получится».
Взаимоотношения с окружающими. С любовью и вниманием относиться к людям вокруг. Успешное взаимопонимание основано на доброжелательности к другим людям, необходимо делиться своими мыслями и чувствами с другими. Ребенок обнимает родителей, желая им спокойной ночи, мирится с ними, делится с другом школьным завтраком.
Моральные и религиозные ценности. Развивать христианские ценности: любовь к Богу, семье, ближнему, уважение ко всем людям, личная честность и добродетель, готовность поделиться с другими своим временем и имуществом. Ребенок проявляет интерес к Богу, Библии, церкви. Ребенок признает свою ошибку, жертвует на миссионерскую деятельность, проводит время с родителями, говорит правду.


Беседа девятая. «Условия для обучения».

МОТИВАЦИЯ.Мотивацию для обучения создает сам учащийся. У каждого ребенка есть свои стимулы, которые вызывают у него интерес к учебе. Спросите детей, что они любят делать, и их ответы подскажут вам, как сделать занятия интереснее. Среди обычных источников мотивации, общих для всех детей, можно выделить следующие: чувство самостоятельности и удовлетворения от завершенного дела, одобрение старших, уважение сверстников. Лучше всего дети учатся, когда они являются непосредственными участниками того или иного события. Если учитель побуждает ребенка мыслить, планировать и действовать, то он может быть уверен, что обучение даст наилучшие результаты. Для некоторых детей, проявляющих пониженный интерес к учебе, могут понадобиться дополнительные внешние стимулы. Для них поощрение может использоваться в начале определенного этапа обучения и постепенно сводится «на нет» по мере того, как ребенок осваивает необходимые навыки поведения, и они входят в привычку.
ВЫБОР ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.Ребенок не может начать учиться, пока он не готов к этому, не созрел физически и духовно. Обучение такого ребенка, который не созрел для учебы, будет пустой тратой времени и сил. Если настаивать, он может сопротивляться, развить у себя дурные привычки и научиться увиливать от занятий. Если, однако, упустить время и не разрешать ребенку учиться, когда он уже подготовлен к этому, он может потерять интерес к обучению. Момент, когда ребенок уже может учиться, называют моментом готовности. Для его определения нужно ответить на следующие вопросы: Интересуется ли ребенок чем-нибудь? Сохраняет ли он этот интерес в процессе обучения? Делает ли он прогресс?
ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ.Так как учеба отнимает много времени, детям нужно предоставить возможность учиться столько, сколько им необходимо.
ТРЕНИРОВКА. Качество тренировки гораздо важнее, чем ее продолжительность. Независимо от того, чему учится ребенок, — спорту, чтению или честности — ему нужно тренироваться.
СОВЕТ.Тренировка сама по себе хотя и необходима, но недостаточна. Она должна проходить под наблюдением и сознательно.

Беседа десятая. «Как помочь детям учиться?».

Четыре основных принципа помощи детям в учебе — это принятие, понимание, искренность и руководство.
ПРИНЯТИЕ предполагает, что ребенка любят таким, какой он есть, дарят ему тепло и заботу, не превращая его в собственность, не требуя, чтобы он заслужил любовь определенным поведением.
ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ.Эмпатия — это способность почувствовать себя на месте другого, разделить его чувства и мысли. Нужно попытаться по-настоящему услышать то, что хочет сказать ребенок, осознать его потребности, исходя из его собственной точки зрения.
ИСКРЕННОСТЬ.Быть искренним с ребенком — это значит быть самим собой. Отвечать на его вопросы серьезно, а не надуманно. Соблюдать простоту в словах, тоне голоса и жестах. Ребенок должен чувствовать, что с ним обращаются серьезно и разговаривают откровенно, что родители ведут себя с ним естественно, а не «нарочно».
РУКОВОДСТВО.Детям необходимо помочь разобраться в самих себе и научиться действовать по обстоятельствам. Руководить — значит помогать ребенку в освоении какой-то задачи. Нужно помочь ему сконцентрироваться на выполнении конкретного задания, а также разработать и осуществить план его выполнения.
Как же конкретно проявляются описанные выше принципы помощи детям?
Прежде всего, через ВНИМАНИЕ. Проявляя внимание к детям, вы помогаете им убедиться в их собственной ценности. Проводите больше времени с ребенком дома и в церкви. Научитесь открыто выражать вашу заинтересованность: сядьте рядом с ребенком так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Если это уместно, возьмите его за руку или обнимите. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, слушайте то, о чем он говорит, старайтесь понять, что он имеет в виду. Только после того, как вы проявили всю полноту внимания к ребенку, реагируйте на него.
РЕАКЦИЯ.Помощь ребенку предполагает, что вы реагируете на его действия эмпатически, то есть стараетесь проникнуть в мир ребенка и поставить себя на его место. Наблюдайте за поведением ребенка и старайтесь соответствующим образом реагировать на него. Постарайтесь определить, какие чувства отражает данное поведение. Если вы поймете смысл его тех или иных поступков и эмоции, которые стоят за ними, вы сможете должным образом отреагировать на первопричину этих поступков. Ваша цель должна состоять в том, чтобы по возможности полнее понять мир ребенка, его мысли и чувства. Тогда вы сможете с большей уверенностью руководить его развитием и учебой.
Приемы обучения. Каждый предмет требует применения особых приемов обучения и наличия у преподавателя специальных знаний. Так, учителя воскресной школы должны знать Библию, а также методы ее преподавания, которые помогут детям разобраться в Библии и применять ее учение в своей жизни. При обучении детей предмету, развивая в нем определенные навыки, старайтесь применять следующие три приема: рассказ, использование наглядных пособий и выполнение. Сначала расскажите детям, чего вы от них ждете. Затем покажите им это на личном примере или с помощью учебных пособий. И, наконец, попросите детей выполнить данное задание. Конкретный выбор одного их этих приемов зависит от того, что именно изучается в данный момент. Вот несколько примеров: рассказ (беседа, обсуждение, прослушивание записей); показ (иллюстрации, диаграмма, карта); выполнение (самостоятельное задание, художественное творчество, драматизация).


Беседа одиннадцатая. «Морально-этическое воспитание».


На плечи наставников детей во время занятий в церкви ложится исключительно ответственная, но и почетная задача: привить детям христианские принципы этики и морали. Становление моральных принципов. Есть три способа обучить ребенка вести себя в соответствии с нормами морали: методом проб и ошибок; через прямое обучение; путем отождествления с другими. Метод проб и ошибок менее эффективен и отнимает больше времени, чем два других. В ходе непосредственного обучения ребенок узнает о нормах морали и учится соответственно вести себя. При сравнении с принципами поведения других людей ребенок перенимает их и пытается им подражать. Это происходит, в основном, бессознательно. Совесть и нравственное развитие. У каждого человека есть понятие о том, что нравственно и что безнравственно, что можно делать и чего нельзя. Перед каждым человеком поэтому постоянно стоит проблема морального выбора. Совесть — это способность делать этот выбор в сторону морали. Для развития нравственной личности необходимо присутствие «здорового» чувства вины. Чувство вины — это неприятная эмоциональная реакция на поступок, идущий, вразрез с велениями совести. «Здоровое» чувство вины преследует нас, если мы нарушили важное нравственное правило. «Нездоровое» чувство вины развивается у ребенка, если его постоянно мучит совесть, если ему внушили, что он «плохой», «негодный» и т.д.
Роль учителя в нравственном воспитании. Учитель, который хочет добиться успеха в нравственном воспитании, должен показывать и объяснять детям, как проявлять внимание к окружающим, как наблюдать за их поведением, прислушиваться к их словам и реагировать на них. Учитель должен помочь детям увидеть и понять чужую точку зрения.
Основным методом нравственного воспитания служит игровой метод. Дети понимают, что другие люди, роль которых они играют, часто относятся к одним и тем же вещам совершенно иначе. Этот метод вместе с анализом какой-то ситуации с учителем очень полезен для развития в детях способности к эмпатии.
Как церковь может способствовать обучению детей? Следующие советы могут помочь преподавателям в их работе:
- развивайте ребенка гармонично;
- создавайте обстановку, благоприятную для занятий;
- обучайте учителей методам преподавания и приемам общения с детьми;
- узнавайте побольше о своих учениках;
- способствуйте установлению крепких связей между церковью и семьей для лучшего религиозного воспитания ребенка.


Беседа двенадцатая. «Руководство детьми».


Слова «руководство», «дисциплина» и «преподавание» описывают один и тот же процесс: помощь ребенку со стороны взрослых в его превращении в ответственного, зрелого, любящего и нравственного взрослого человека. Дисциплина необходима для того, чтобы из ребенка получился деятельный и приспособленный к жизни взрослый. Дисциплина помогает ребенку научиться жить плодотворной жизнью. Дисциплина приучает к контролю: сначала это контроль со стороны других, затем — самоконтроль и самодисциплина.
Дети не должны быть предоставлены сами себе и обходиться без контроля со стороны взрослых. Им необходимы определенные ограничения. Иными словами, детям необходимо руководство, в том числе и моральное.
Какие факторы влияют на степень необходимого контроля за детьми? Прежде всего, это их уровень развития. Поскольку дети еще не созрели эмоционально, умственно и морально, им нужна помощь. Другие факторы, влияющие на необходимость руководить детьми и их реакцию — это состояние здоровья и тонус, эмоциональное состояние, время дня и день недели, возраст и пол. Еще одна причина необходимости руководства со стороны взрослых — это то влияние, которое оказывает на детей наше непрерывно изменяющееся общество.


Беседа тринадцатая. «Стили воспитания».


У каждого взрослого есть свой собственный, характерный для него, стиль воспитания детей. Тем не менее, можно определить в основном четыре повторяющихся стиля.
Авторитарный. При этом стиле воспитания взрослый доминирует над ребенком и строго его контролирует. В силу завышенного уровня требований, предъявляемых ребенку, он может привыкнуть обращать чересчур много внимания на свое поведение, что повредит ему, когда он вырастет. У него может не хватить инициативности, необходимой для освоения новых навыков и преодоления трудностей без излишнего напряжения или неадекватных реакций (протеста или робости).
Либеральный. В данном случае руководство со стороны взрослых минимально или вовсе отсутствует. Наказания, как правило, не применяются. Дети, выросшие в такой вольной обстановке, часто становятся жизнерадостными, приятными в общении, творческими людьми. Однако им также грозит опасность стать безответственными, ленивыми и эгоистичными.
Непоследовательный. При этом стиле никакой четко очерченной системы не наблюдается. Дети, воспитании бессистемно, не знают чувства стабильности. Жизнь кажется им непредсказуемой, и они чувствуют себя в ней неуверенно.
Демократический. Взрослый сохраняет контроль за ребенком, но пользуется им гибко, в зависимости от его потребностей и уровня развития, а также от конкретной ситуации. Мудрые родители знают, что детям нужны и любовь, и строгость. Они знают, что детям необходимо самовыражение, но их свобода не должна быть неограниченной.
Обучая детей правилам поведения и морали, родители и учителя должны соразмерить устанавливаемые ими правила с возрастом ребенка и с конкретной ситуацией. Лучше иметь немного правил и применять их постоянно и без исключений, чем пытаться навязывать детям целый свод законов, которые все равно невозможно соблюсти. Нужно объяснить детям смысл каждого правила и почему необходимо его соблюдать.


Беседа четырнадцатая. «Типы поведения родителей и способы влияния на детей».

На поведение детей большое влияние оказывает то, как ведут себя их родители в процессе воспитания. Образцы поведения и социального взаимодействия дети усваивают, в основном, от своих родителей. Три наиболее важных характеристики поведения родителей: родительский контроль; родительское принятие; родительская тревожность. Всем родителям приходится выбрать свой стиль и принципы поведения в каждой из этих категорий. Детям нужен контроль, руководство со стороны родителей. Дело взрослых — решить, насколько строго или насколько мягко они будут осуществлять его. Детям нужна любовь, принятие со стороны родителей. В этом плане поведение родителей может быть принимающим (теплым) или отвергающим (холодным). Детям нужны взрослые, которые были бы последовательны в своих поступках, уверены в себе и своих способностях. Следовательно, степень тревожности родителей — это еще один фактор в воспитании детей.
У взрослых есть два могучих союзника, помогающих им воспитывать ребенка: процесс созревания и процесс сравнения. По мере того, как ребенок созревает физически, он избавляется от многих дурных привычек. Благодаря этому в его поведении многое меняется. Взрослым следует проявлять терпение, как бы трудно это ни было, и надеяться на положительные изменения в поведении. Пытаясь влиять на детей, следует всегда помнить о процессе созревания и применять поощрения и наказания, исходя из уровня развития ребенка. Вторая сила, работающая внутри ребенка — это процесс сравнения. Нужно также знать, что дети сравнивают себя с авторитетными взрослыми. Им очень хочется понравиться этим взрослым, и поэтому они стараются подражать им. Взрослые, таким образом, влияют на нормы и правила поведения детей.
Детям нужно, чтобы взрослые устанавливали для них определенные ограничения, помогали им контролировать поведение. Когда дети знают о существовании определенного количества правил и разумных ограничений, они чувствуют себя увереннее. Ограничения помогают и взрослым, так как трудно любить и заботиться о ребенке, который отбился от рук.
Перечислим некоторые способы влияния на поведение детей:
Способ 1.Чтобы улучшить или поощрить определенный тип поведения ребенка, сделайте так, чтобы он получал вознаграждение немедленно после каждого положительного поступка. Как правило, чем быстрее ребенок получает вознаграждение, тем быстрее у него появляется привычка хорошо себя вести. Не следует, однако, использовать вашу любовь к ребенку в качестве такой награды (или холодность — в качестве наказания). Ребенок должен всегда чувствовать, что его любят и заботятся о нем, независимо от его поведения.
Способ 2.Поощряйте улучшение поведения. Если вы хотите, чтобы ребенок узнал манеры поведения, которые были ему почти или вовсе неизвестны, имеет смысл награждать его за каждый шаг в желаемом направлении.
Способ 3.После того, как ребенок усвоил данную манеру поведения, продолжайте его поощрять, но уже не постоянно, а от случая к случаю. Это помогает закрепить усвоенное.
Способ 4.Чтобы обучить ребенка новому типу поведения, покажите ему, как ведет себя авторитетный взрослый. Дети — очень зоркие наблюдатели. Они замечают, как ведут себя другие, и какие это приносит результаты. Когда эти результаты им нравятся, они подражают этим поступкам взрослых. Следует иметь в виду, однако, что подражание может быть как в нравственных, так и безнравственных целях.
Способ 5.Чтобы научить ребенка поступать определенным образом в определенный момент, устройте так, чтобы он получил какую-либо подсказку непосредственно перед тем, когда необходимо так поступить. Подсказка должна быть ясна для ребенка и, по возможности, вытекать автоматически из самой ситуации.
Способ 6.Чтобы ребенок не поступал определенным образом, создайте такие условия, чтобы он не получал вознаграждения после соответствующего поступка. Поведение, которое систематически не вознаграждается, прекратится. Главное здесь — последовательность. Если вы поощряете нежелательные поступки, хотя бы время от времени, — то вы не боретесь с ним. При использовании этого способа часто поначалу бывает усиление нежелательного эффекта, так как ребенок старается получить от вас привычное вознаграждение.
Способ 7.Для борьбы с нежелательным поведением можете использовать наказание. Самым эффективным будет наказание, которое вытекает из нежелательного поведения как его естественное последствие. Наказание должно быть простым и коротким. О нем необходимо сообщать ребенку как можно спокойнее. Если вы разгневаны, то наказание может произвести обратный действию неправильный результат. Вот несколько приемов борьбы с нежелательным поведением: «Тайм — аут» (вместо того, чтобы лишать ребенка вознаграждения, вы удаляете его на короткое время из той ситуации, где возможно получить вознаграждение); штраф (форма наказания, при которой вознаграждение забирается обратно); исправление ошибок (ребенок будет избегать такого поведения, после которого он должен исправлять ошибки).


Беседа пятнадцатая. «Эмоциональная поддержка детей».


Помимо разумных и эффективных ограничений, детям нужны любовь и родительское тепло. Принимая своих детей такими, какие они есть, проявляя эмпатию и искренность, вы поддерживаете их эмоционально. Разумное руководство со стороны взрослых включает привитие ребенку мнения, что он способная, ценная и самостоятельная личность. Именно на такой самооценке и должно базироваться поведение ребенка. Родители и учителя должны поощрять детей к рассказам об их чувствах, интересах, желаниях и проблемах. Дети стремятся не только понимать, но и быть понятыми.
В воспитании детей вам могут помочь:
- опытные воспитатели вашей церкви;
- учителя начальной школы;
- ответственный за работу с детьми в вашей церкви;
- пресвитер вашей церкви;
- профессиональные педагоги и психологи;
- конференции по повышению квалификации работников церкви.

Кроме того, вы можете обратиться за помощью к врачу-педиатру в детскую клинику.

 
Беседа шестнадцатая. «Дети и стресс».


Стресс означает любое давление или влияние, которое заставляет ребенка как-то приспосабливаться или справляться с новой ситуацией. Детям легче перенести стресс, если родители обсуждают с ними ситуацию открыто, без недомолвок. Если она влияет на жизнь ребенка, то он имеет право узнать, что происходит. Часто дети довольно успешно справляются со стрессом. При этом им легче перенести пусть плохую, но известную весть, чем справиться с тревогой, вызываемой чем-то страшным и неизвестным.
ПЕРЕЕЗД.В лучшем случае, переезд — это умеренный стресс: ребенок оставляет друзей, знакомые места и привыкает к новым лицам и окружению. В худшем случае, переезд может стать грустным и пугающим событием, которое разлучает ребенка с друзьями, домом, церковью, школой и переносит его в странный и пугающе незнакомый мир. Переезд—это разлука со знакомым. Он может разрушить ощущение безопасности ребенка. Дети, семьи которых переезжают, часто испытывают страх перед неизвестным. Новый ребенок во дворе может быть одиноким. И после переезда он будет больше, чем раньше, нуждаться в родительском времени и внимании. Однако семейный переезд не всегда становится источником сильного стресса. Он может принести положительные эмоции: благоустраивая новое жилье, семья более сплачивается. Дети должны участвовать в обсуждении переезда. Это дает ребенку возможность свыкнуться с мыслью о нем и попрощаться с домом, церковью и друзьями, предотвратить сложности, связанные с переездом.
РАЗВОД.В течение развода ребенок испытывает сильный стресс. А после он, как и его родители, ощущает тяжесть разлуки и потери, которая сопровождается тяжелыми переживаниями. Дети по-разному реагируют на развод родителей. Некоторым развод может нанести глубокую душевную травму, в результате которой у ребенка могут наблюдаться эмоциональные отклонения, а впоследствии — и психические заболевания. Другие же дети удовлетворительно справляются с переменами, возникшими в их жизни в связи с разводом родителей. В течение процедуры развода у детей часто проявляется кризисный тип реакции, выражающийся в регрессивном развитии. Речь ребенка превращается в детский лепет, он сосет пальцы, мочится в постель и требует повышенного внимания к себе. Соматическая реакция выражается в головных болях, болях в животе и частых жалобах на плохое самочувствие. Типичная эмоциональная реакция включает в себя чувство вины, озлобление или уход от реальности. Дети только что разведенных родителей могут часто требовать подтверждений того, что они любимы. Воспитатели и учителя окажут им неоценимую услугу, устанавливая близкие и добрые взаимоотношения с ребенком.
СМЕРТЬ.Маленькие дети не воспринимают смерть как нечто необратимое. В промежутке между шестью-семью годами и одиннадцатью дети осознают абстрактно понятие жизни и смерти. В течение этих лет они осознают, что смерть необратима. Ребенок реагирует на потерю члена семьи, занимаясь своими обычными делами, играя, и таким образом пытаясь справиться с ситуацией. Ребенку должно быть позволено принимать участие в трауре. Посещение похорон приносит пользу ребенку. Ему необходимо быть с семьей, разделяя с ней свое горе. Как должны вести себя взрослые по отношению к умирающему ребенку? Некоторые дети могут спросить, не умирают ли они. Если ребенок настойчиво спрашивает, ему, вероятно, надо сказать правду. Говорить больше, чем он спрашивает, нельзя. И никогда нельзя убивать надежду. Умирающий ребенок проходит через стадии отрицания, ярости, озлобления, мольбы, депрессии, горя и, в конечном счете, принятия. Поведение по отношению к ребенку должно по возможности не отличаться от обычного. Используя беседы и обсуждения книг, воспитатели и родители помогают детям понять явление смерти.
БОЛЕЗНЬ И ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ.Тревога и мучительный страх — обычные реакции детей на госпитализацию. Эмоциональное влияние госпитализации может быть не менее серьезным, чем медицинское лечение. Если это возможно, дайте ребенку время подготовиться. Посетите с ним больницу, чтобы он познакомился с ее расположением и комнатой, в которой он будет находиться. Если врач позволяет, то ребенок должен сам следить за собой и выполнять медицинские предписания. Разрешите ребенку принести с собой что-нибудь из дома. Если есть возможность, родители должны быть в больнице вместе с ребенком и обращаться с ним, как всегда, то есть устанавливать определенные ограничения и проявлять любовь и поддержку по отношению к ребенку.
ПРИРОДНЫЕ БЕДСТВИЯ.Дети, очевидцы смерчей, пожаров, наводнений, землетрясений и других природных бедствий, испытывают психологический шок, страх и тревогу. Уделяя дополнительное время и внимание ребенку, воспитатели, учителя и родители могут эмоционально поддержать его. Чтобы помочь ребенку справиться с такого рода стрессом, полезно бывает поговорить с ним об этом событии, позволить ему в игре или в разговоре освободиться от пугающих эмоций. Ободрение и отдых, как правило, помогают избавиться от шока. Если же симптомы не прекращаются, нужно немедленно обратиться за помощью к специалисту.
ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ. Когда родителям нечем уплатить по счетам или им грозит потеря работы, дети тоже чувствуют это. Бедность создает для семьи долгосрочное, хроническое состояние стресса. Она нарушает физическое и интеллектуальное развитие детей из-за недостаточного питания и плохого медицинского обслуживания. К психологическим результатам воздействия бедности на детей относится развитие чувств бессилия, беспомощности, безнадежности. Один из способов помочь детям справиться с этим стрессом — это научить их обращаться с деньгами. Когда дети должны сами распоряжаться своими финансами, это создает для них финансовый стресс на их уровне и готовит к более серьезным испытаниям.
КОНКУРЕНЦИЯ.Конкуренция — это неотъемлемая часть жизни нашего общества. Дети должны учиться конкурировать на своем уровне без излишнего давления со стороны взрослых. Им необходимо, приобретать опыт в таких областях, где они могут использовать свои способности и добиваться успеха. Ребенок, который способен добиться успеха хотя бы в какой-то одной области, будет лучше приспособлен к встрече с конкуренцией.
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ.Ребенок, в семье которого неблагополучно, вероятно столкнется в будущем с проблемами в своем поведении и в эмоциях. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, взрослые должны точно информировать его о происходящем и отвечать на его вопросы. Если родители сами находятся в состоянии стресса и какое-то время неспособны позаботиться о ребенке, то другие взрослые должны окружить его вниманием и теплом.
ПРИТЕСНЕНИЕ И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДЕТЬМИ.Дети должны жить в семье, где их любят, кормят и одевают и где их не притесняют физически и эмоционально. Семьи, в которых нарушают эти нормы, нуждаются в постороннем вмешательстве и помощи. Вмешательство состоит в защите прав ребенка и в оказании профессиональной помощи родителям. Им следует обратиться к консультантам-психологам или в церковь.
Беседа семнадцатая. «Дети с особенностями развития».
ИНВАЛИДНОСТЬ.Дети с различными типами физической инвалидности могут развить в себе здоровые качества личности, если взрослые помогут им своим отношением: они должны обращаться с детьми-инвалидами как с нормальными во всех других отношениях, не заостряя внимание на их ущербности, и поощрять их как можно больше участвовать в играх и делах здоровых детей.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.Умственно отсталым детям точно так же, как и здоровым детям необходимы любовь окружающих, достижение успеха, ощущение собственной ценности. Им нужны товарищи по играм, увлекательные занятия, путешествия и смех. В отличие от других, для них следует разрабатывать особые планы обучения, приспособленные к их умственному уровню, а не к возрасту.
ДЕТИ С ДЕФЕКТАМИ СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ.Некоторые дети способны освоить определенный раздел обучения. При этом они не являются умственно отсталыми или инвалидами. Таким детям необходима профессиональная помощь. Лучшим лечением считается специальный план обучения, при котором ребенок ориентируется на те области, в которых он хорошо успевает, а в более слабых областях ему оказывается помощь, не сопряженная с наказанием. Задача родителей и воспитателей помочь такому ребенку научиться жить нормальной жизнью, несмотря на свой дефект.
ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ.Отклонение в поведении ребенка — первый признак того, что в его жизни что-то неблагополучно. Часто это проявляется в агрессивности. Воспитатели могут помочь таким детям, проявляя понимание, искренность и осуществляя за ними систематический контроль.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.Наиболее часто встречаются эмоциональные страхи, стеснительность, ночные кошмары и хроническая тревожность. Ребенку не хватает уверенности в себе, он боится новых ситуаций и кажется недостаточно зрелым для своего возраста.
УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИв мир фантазий - это еще более серьезная проблема, чем повышенная возбудимость.
ПОВЕДЕНИЕ депрессивного ребенка включает уход от реальности, плач, жалобы на физическое состояние и плохой аппетит. Он может скрывать депрессию под маской агрессивного поведения, частых смен настроения и раздражительности.

 

Меню раздела